|
Летописец в процессе |
Замысел этого путешествия созрел зимой, когда так хотелось приключений и вкуса морской воды на губах... И теперь, когда он реализовался, мы все еще (или уже) сомневаемся: да неужели? Две недели адриатических странствий, ветра - чаще встречного, чем попутного, и самых позитивных впечатлений. Мир с моря выглядит совершенно иначе, ценности меняются так, что даже вестибулярный аппарат выходит из строя. В доказательство того, что Ядранский поход состоялся, я публикую дневник, который вела ежедневно - с 17 по 30 июля 2010 года.Эти записки передают волнение новичка, впервые рискнувшего "отдать концы" и ринуться в морские просторы. Конечно, вы найдете здесь изрядное количество огрехов и неточностей, но таков путь всякого неофита. Зато вместе с автором можно постепенно освоиться на судне и научиться отделять небо и воду от тверди земной.
Надеюсь, мои соратники-мореплаватели, а затем и читатели снабдят повествование развернутыми комментариями. Кому понравится такой стиль жизни, знайте: у нас большие планы - Греция, Турция, Италия, Майорка... Присоединяйтесь к команде "МАРЕ"!
«Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход…»(из песни)
17 июля, суббота
Неделю провели в Будве по рекомендации компании корифейских родителей, уже несколько лет как в ней обосновавшейся. Апартаменты за 40 (на 1 персону), 50 и 60 евро, Адриатическое море, то бишь Ядранское, и море русскоязычных отдыхающих, то бишь Ядрен-МатренJ. Пляж, который понравился нам больше остальных, именуется Могрен: чистое море, относительно (!!) меньше народу, и привлекательный камень с белым крестом, куда можно плавать – далеко за буйки – и временами наблюдать там распаластавшихся нудистов.
|
Старая Будва |
Старый город Будва похож на маленькую каменную шкатулку: уютный, компактный и декоративный. Хочется прихватить его с собой в качестве украшения для рабочего стола: такая мини-Венеция черногорского разлива. Из семи дней пять мы акклиматизировались, совершали променады по набережной, попутно с волнением присматриваясь к жизни в маринах: как то все будет у нас?.. Два дня колесили по окрестностям будванской ривьеры, взяв напрокат «тойоту ярис» с АКПП (55 евро в сутки): 1) милый городок Цетинье (между прочим, в недавнем прошлом столица Монтенегро), весь усаженный белолистными липами в самом цвету; вершина Ловчена с усыпальницей местного правителя и философствующего поэта Петровича, сына Петровича (461 ступенька вверх – к подобию египетской гробницы и видовой площадке: первый взгляд на Которский залив!); остров-гостиница Сан-Стефан и недоступный VIP-пляж некоей королевы, куда нас не пустили суровые секьюрити.
2) Скадарско езеро – вернее, его краешек; Старый Бар (город такой на горе, ныне переехавший ближе к морю); рыбацко-албанский город Улцинь – эдакая Абхазия, или Северный Кипр: мечети, застройка арабско-турецкого типа, пробки – автомобильные и человеческие и хитрые албанские официанты; Велика Пляжа (фрагмент под названием Капакабана) – 13 км песка, а море буквально по колено каждому на 200 метров вперед.
|
Марина - "вокзал" для яхт и катеров |
Итак, оставив за плечами будванский период, 17 июля наша команда из 6 человек (Людмила и Михаил Голобородские, Лидия Грозных, Алексей Бабетов, Мария Калужская и чуть позднее примкнувший к нам Дмитрий Абрамов) выехала в Котор на двух такси, имея весьма смутные – частью романтические, частью готично-шокирующие – представления о жизни на яхте. По слухам, там практически нет места для вещей, постоянный дефицит воды и электричества, крен 30-50 градусов и качка. Короче, это Спарта!.. Нам поведали (со слов очевидцев), что мужчинам на яхтах нравится (можно не мыться, не бриться, отдавать концы, травить помалу и чалиться то здесь, то там…), а женщинам – нет (по тем же причинам). В марине Будвы мы видели, как яхтенные обитатели моются под шлангом прямо на причале, жуют у всех на виду, сушат лифчики на реяхJ, т.е. ведут публичную жизнь питомцев зоопарка.
|
Вечер накануне отплытия |
И вот – наша яхта. «Маре» (раскумаре): 45 футов (х30,05 см) в длину, 4 каюты и 7 футов под килем. Первое впечатление – экстаз: маленькое аккуратное судно, удобная площадка для еды и общения наверху; приличная кают-компания (холодильник, плита, посуда и все дела). Наши будванские провожающие (Меньшиковы, Постниковы, Задорины) в восторге: экзотика, красота и даже местами комфорт!.. Шкипер еще не прибыл, поэтому в мелочи мы не вникаем. Приемка яхты – завтра утром, а до ночи еще есть время прошвырнуться по старому городу.
|
Это каюта для двоих |
Возвращаемся с прогулки. При попытке разложить вещи (по привычной сухопутной схеме) наступает шок: ничего никуда не входит, вечерние туалеты и драгоценности поместить буквально негде!.. Мечемся по яхте, ищем полки и шкафчики, привыкаем к тесноте (каюты – это просто шкафы с койками).
Ночью из Подгорицы прибывает Шароварин, дает краткие инструкции и обсуждает маршрут, шелестя картами и лоциями. Показывает еще «подпольные помещения» для воды, арбузов, сумок и т.д. и демонстрирует систему работы туалета типа гальюн.
18 июля, воскресенье
|
Покорители Которских высот |
Завтрак на яхте, потом штурм Которской крепости-героя. Подъем несложный, но внушительный: все выше, и выше, и выше – и вот: конгратюлейншс! На вершине мною была обнаружена девушка Анна из Екатеринбурга, присоединившаяся к нам на полдня. Ура, в дорогу! Матросы поднимают кранцы и учатся отшвартовываться (все нужно делать в 4 раза быстрее, но это придет). Плывем – пока на моторе. Общий восторг и легкий бриз в лицо.
|
Церковь Богородицы у Скал |
Наш путь лежит к островкам, на одном из которых построен храм Богородицы у Скал. По легенде, икона Божьей Матери была прибита к острову волнами (т.е. спаслась) – и с тех пор церковь считается прибежищем всех спасенных из морской пучины. Там полно подношений от счастливо спасшихся, а стены украшены вативными (обетными) иконами с их именами. Ну что ж, пусть море будет благосклонно и к нам! Остров Святого Дордье – частная собственность, его можно только об-плыть, щелкая фотоаппаратами. Обедаем поблизости в Перасте - в рыбном ресторане. Смешной эпизод с салатом под названием таратор: он очень понравился нам в Будве, и мы пытаемся заказать его здесь. Оказывается, что знакомо будванцам, неведомо боко-каторцам: огурцы, каймак (мягкий соленый творог) и чеснок нам приносят отдельно, на разных тарелках! Да, не следует заказывать неведомые местным поварам блюда.
Прощаемся с Анной (которая, надеюсь, прочитает сей отчет) и следуем намеченным курсом.
|
Первая швартовка |
Весь день идут споры о надвигающейся грозе: Алексей предпочитает верить, что ее не будет, а Евгений Шароварин (капитан=шкипер) полагается на опыт яхтсмена и метеопрогнозы. В конце концов, гроза все же настигает «Маре», но быстро проходит. Дождь (по сербохорватски «тиша») – это значит быстро задраить все люки, поднять козырек над нижней палубой, убрать белье с бортов…
|
Марина Тивата - просто сказка! |
Нам приходится проплыть мимо Герцог Нови, покрытого дождевой тучей, и уйти в Тиват. Переждав грозу, гуляем там вдоль берега: город ничем не примечателен, кроме большой и красивой марины с пальмами и фонтанами. Туда-сюда по променаду, ужин в ресторане и – отдыхать, принимать душ, спать, играть в го: кому что нравится. За день пройдено
17 миль.
19 июля, понедельник
|
Обучение матросов |
Ранний подъем, душ, зарядка. Плывем на Герцог Нови. Дует бриз, поэтому первый раз можно поставить паруса: стаксель и грот. Ненадолго, правда: бриз бывает по утрам, и штиль заставляет нас к полудню снова завести мотор. Увы, Герцог Нови снова проходит мимо, вернее, мы не можем пришвартоваться (мест нет) – идем в таможню, которая должна дать добро на выход в Хорватию. Весь день матросы тренируются и получают пендюли от шкипера – особенно, когда боцман Абрамов застревает в местном кэш-энд-керри, а надо срочно отчаливать (таможня дала добро!). Понятно одно: все делается правильно, но оч-чень медленно.
Распределение обязанностей на судне:
|
Наш отважный капитан... |
- Евгений Шароварин - шкипер, капитан и учитель жизни;
- Людмила Голобородская – кок и казначей;
- Михаил Голобородский – матрос и гид (носитель мудрости);
- Алексей Бабетов – матрос и радист;
- Дмитрий Абрамов – боцман и переводчик;
- Лидия Грозных – спасатель и ответственный за тузик.
- Мария Калужская – судовой врач и Нестор-летописец. Поэтому старательно пишу эти строки – даже под угрозой выключения компа из-за сдыхающей батарейки.
До свидания, Черногория! До скорой встречи, Хорватия!
|
Мамула: внутренний двор |
Хорватия встретила нас неприятным сюрпризом: сломалась коробка передач («демедж трансмишн», как сообщал шкипер по телефонам разным менеджерам и механикам), и мы красиво встали в бухте близ города Цавтата. Хорошо, что успели отметиться в хорватской таможне, а до того еще и посетили крепость Мамулу времен второй мировой войны. Свидетельство того, что черногорцы сопротивлялись фашистам: на мемориальной доске есть и упоминание о двух советских дивизиях, освободивших остров. Место с годами приобрело аромат таинственности – просто готовая площадка для съемок какого-нибудь фантастического фильма.
|
Вечер в Цавтате |
Вернемся в Цавтат, где мы проболтались на якоре с вечера 19 до обеда 20 июля. Опасались усиления ветра, дувшего на берег: яхту водило по кругу, и назревала реальная опасность сорваться с якоря… Вдобавок разрядились компьютеры, телефоны и на глазах «слабели» фотоаппараты. Был разработан план спасения: тузик – берег – автобус (такси) – сервис (магазины) и – как добавил Д.Абрамов – чемоданы – вокзал (аэропорт) – РоссияJ.Вечером долго разыскивали (по телефонам) – в том числе, через российских посредников, - механика, который таки сможет прибыть в бухту Увала Тиха и устранить нашу неисправность (которая, кстати, была обнаружена Шаровариным: погнулись и разболтались болты на муфте, соединяющей коробку передач с винтом).
20 июля, вторник
|
Плавучий магазин |
Все утро провели в ожидании: осваивали десантирование на тузике, малыми группами плавали на берег за продовольствием и хорватскими симками. К нам тоже подплыл на лодке местный торговец: продал дыню и персики, угощал настойкой местного разлива.
Наконец-то прибыла нескорая хорватская помощь: сначала два бравых парня залезли в каюту Голобородских (где, собственно, и расположен двигатель) и получили от капитана горемычные болты, потом пропали часа на полтора, а вернулись уже втроем с мальчиком на подхвате – и вот, в 14.00 мы покидаем окраины Цавтата. Держим курс на бухту Okuklje (в просторечии Окуклю), где нас ожидает поход к местной церквушке, парковка у ресторанчика и ночевка.
|
Вахтенный матрос Бабетов |
5 часов провели в переходе: сначала на моторе, потом поставили стаксель, и яхта понеслась вперед… Кстати, средняя скорость «Маре» - 5-6 узлов в час, причем соединение мотора и паруса дает существенное прибавление (еще на несколько узлов). На парусах без двигателя мы почти не ходили, т.к. господствуют штиль либо встречный ветер.Отмечу с оптимизмом, что пока от морской болезни никто не страдает. Правда, часть команды (включая нас с Алексеем) проваливается в сон после обеда, но в целом все оказались крепкими орешками. Опрощение происходит стремительно: основная одежда – плавки и купальники; к вечеру сверху надеваются майки и шорты. Скоро забудем, что такое каблуки, косметика, расчески и ваще гламур.
|
Родная Окукля |
Бухта, куда мы прибыли к 18 часам вечера, оказалась тихой и живописной: прозрачная вода, ресторанчики с причалами по периметру, полтора десятка яхт и церквушка на горке. Правило простое: если причаливаешь к ресторану – там и ужинаешь, зато стоянка, вода и электричество – бесплатно. Мы пришвартовались к ресторану (на местном языке "конобе") «Ланпало», заказали рыбный ужин на девять часов и отправились на экскурсию вокруг бухты. Дошли до маленькой католической церкви, посмотрели сверху на пасторальную Окуклю (40 жителей) и назад, к своему плавучему дому. Нашими соседями оказались поляки из Варшавы на 40-футовой яхте, общительные и хорошо говорящие по-русски.
|
Песни разных народов |
К ужину мы явились во всеоружии: в тельняшках - и устроили настоящий песенный марафон «кто кого» (от «Отважного капитана» до «Калинки») - во многом благодаря изрядному количеству вина и местной травяницы. В польской группе выделялась голосом дама-хористка, зато у нас был Михаил Голобородский, завершивший серию сольных номеров пафосным исполнением «Боже царя храни». Хозяин вынес еще травяницу «от заведения» - и Дмитрия понесло на подвиги (на каменные стены и скалы) и к ресторанным животным (рыжему коту). Тяжело отвалившись от столов, мы прошлись по берегу туда-сюда, подивились стойкости поляков (которые еще вовсю колготились на палубе) и отправились по койкам.
Всего за день пройдено 37 миль, выпито 4 бутылки вина и местной «чачи» и спето 26 песен.
21 июля, среда
|
Поднять паруса! |
День рождения Бабетова был встречен за завтраком в том же ресторане. Жуя штрудель и запивая чаем-кофе, мы дружно отхэппибездили именниника и вручили ему новую дорожную сумку, чтобы увез с собой побольше трофеевJ. Дима хотел забрать полюбившегося рыжего кота, но тот предусмотрительно спрятался. Искупались, облились пресной водой, отдали концы и – к новым приключениям!..Совершили переход в 30 морских миль: небольшое турне по соседней бухте (может, остановимся здесь на ночевку на обратоном пути?). Шли под парусом, меняя галсы, т.е. «зигзугом» - поэтому получилось немного дольше, хотя скорость достигла 6 узлов.
|
За стол помещаются не все... |
Немного о яхтенном быте для чайников. Наша «Маре» небольшая (45), но маневренная и очень экономичная в расходе топлива – этакая морская малолитражка. Упакованы мы, конечно, плотно: в каютах можно только спать, залезая на койку ползком; кают-компания внизу вполне приличная, но летом, да еще при движении на фоне живописных адриатических берегов, все сидят (лежат, стоят) на верхней палубе. Иногда мимо проходят большие и красивые яхты, где обученный персонал обслуживает нескольких владельцев, которые просто сибаритствуют.
|
Две каюты с гальюнами |
Мы – сами себе персонал, поэтому отшвартовка-пришвартовка, манипуляции с парусом, заправка водой, топливом, электричеством входят в обязанности экипажа. Воду экономим, свет даром не жжем; все вещи, особенно продукты и посуда заперты по герметично закрывающимся шкафам; купальники, белье и полотенца полощутся прямо на леерахJ. В маринах, где стоянка оплачивается, можно заправиться водой, помыться в душе и постирать, подключиться к электрическому кабелю и сделать утреннюю зарядку на твердой земле. Лично у меня уже появился опыт зарядки между гротом и стакселем…
|
Заплыв черепахи Тортиллы |
Пара шорт и купальников, 2-3 растянутых майки + одна парадная тельняшка, кепка (панама) и шлепки = гардероб яхтсмена в разгар адриатического лета. Больше ничего не берите, все равно будет мертвым грузом лежать в сумке. Да, кстати: чемоданы и габаритный багаж в каюты не войдут!..Зато можно бросать якорь в тихих чистых бухтах и вдоволь купаться вдали от пляжей и портов!.. Можно любоваться береговой линией в ракурсах и разворотах, о которых сухопутные туристы даже не мечтают. И гордиться собой: вот мы какие – морские волки! А Канторовы, которые прибудут на борт послезатра, - салаги необученныеJ. Будут палубу зубными щетками драить.
|
Крепкие стены Корчулы |
Вернемся к нашему путешествию. После 30-мильного перехода вошли в акваторию замечательного города Корчула, в котором (как выяснилось) родился Марко Поло. Знаменитый путешественник представлен в городке сетью одноименных магазинов (где имениннику были куплены разнообразные подарки морской тематики: подзорная труба, часы луковицей, футболка с парсуником…), домом-музеем, в котором он родился, и бесчисленным количеством изображений, статуэток, лейблов и упоминаний.Корчула (ударение на первом слоге) оказалась очень красивым местом, практически лишенном современной застройки. Мы дружно сделали вывод, что города, захиревшие в новое время, сохранили неповторимый колорит. Старый город остался практически первозданным и очень органично и корректно достроен традиционными кварталами малоэтажных домиков с черепичными крышами.
|
Праздничный ужин |
Вторая половина дня ушла на изучение узких улочек и площадей, покупку сувениров и подарков, а вечером вся компания собралась в ресторане на набережной для чествования именинника. Место выбрал Дима Абрамов: оно оказалось весьма солидным (отдельные блюда и напитки стали в свое время чемпионами мира на разных кулинарных конкурсах), а официант – тоже Дмитрий – проявил себя настоящим виртуозом банкетного стола. Это он презентовал нам каждое блюдо, а поскольку Бабетов уполномочил его «рулить» программой ужина, выложился по полной программе, воспевая рыбные медальоны, карпаччо, салаты, десерты и сопутствующие им напитки.
|
Марина в Корчуле |
Блюда несколько уступали мастерству официанта, зато десерт, поданный дамам (мужчины получили по кусочку шоколадного торта), - протертая клубника с мятой – оказался просто объеденьем!.. День рождения начался нестройным пением в рыбной таверне, а завершился изысканным банкетом под сенью пятизвездочного отеля. Не могу сказать, что зачин померк перед финалом.После ужина еще немного прошлись по старой Корчуле, освещенной огнями и озвученной рок-гастролерами. Шкипер починил кабель, порванный упавшим трапом. Хлебнули чаю (пива, воды), помылись в маринском душе и отключились до следующего утра. Наш отпуск перевалил через экватор!..
22 июля, четверг
|
Тузик отправляется! |
Подъем – зарядка – душ – завтрак – заправка. Оказалось, что дизельного топлива нам потребовалось всего 56 литров: это очень мало для многодневного перехода. Прошли туда-сюда перед Корчулой – устроили фотосессию. Искупались в теплой хорватской лагуне. И двинули на остров Ластово, где расположен пункт нашего назначения – городок Пасадур. Идти 5-6 часов, в зависимости от ветра и фортуны.В пути нас потрепал легкий шторм: пришлось даже задраить верхние люки. К 16-и часам мы прибыли в гостеприимную бухту Пасадура, преодолев за день 34 мили. Вернее, сначала прошвырнулись по нескольким соседним бухтам, выбирая лучшее место для стоянки до утра.
|
Боцман Дима |
В итоге предпочли новую уютную марину в красивейшем уголке, где сходятся (соединяются выгнутым мостиком) два острова – Ластово и Пресба. Сойдя на берег, выкупавшись и приняв душ, команда разделилась: отважная четверка (Голобородский – Грозных – Шароварин – Абрамов) отправилась на тузике к острову с бункером военных лет, а мы (Алексей, Людмила и я) предприняли пеший обзорный поход в местную культурную зону. Изучили предложения местных ресторанов, оценили (со стороны) качество отеля*** и апартаментов, запечатлели красочные закатные пейзажи.
|
Ночь в Ластово |
Надо отметить, что живописность хорватских бухт возрастает день ото дня: Пасадур, пожалуй, еще колоритнее своих предшественников. Отличное чистое море, тишина и покой, великолепные ландшафты + прокат всевозможных водных мотоциклов, скутеров, оборудования для дайвинга и т.п. обойдется вам всего в 780 кун за двухместный номер в высокий сезон (для пересчета в евро разделите примерно на 7).Ужин в ресторане при гостинице стоил (в скромном варианте: салат + ризотто + вино или пиво) 100 кун; более прожорливым либо взыскательным пришлось выложить по 180-200. Зато бесплатный быстрый интернет: Бабетов и Абрамов так и впились в ноутбуки… Вернулись на яхту уже за полночь; немного раньше Шароварин соблазнял слабых женщин колой и травяницей (сливовицей, вильямовкой, чачей или чем тут поят?..) и вел с ними концептуальный спор о разнице между любительством и профессионализмом.
23 июля, пятница
|
Укушенный архитектор |
Утро в Пасадуре: подъем – зарядка – душ – завтрак (шведский стол в ресторане отеля за 50 кун). Голобородского в губу укусила оса, притаившаяся в куске колбасы: теперь у него надменно-туповатое выражение лица, как у Гомера СимпсонаJ. Отчалили, согласовав маршрут: к вечеру прибудем в новое неизведанное место (обойдя острова с восточной стороны) и пока не знаем, встанем к причалу или на якорь. Ветра почти нет, экипаж отдельными тушками раскинулся по верхней палубе. В добрый путь!
|
Выходной костюм |
Бодро и весело (часов за 5) прошли расстояние до восточной бухты, но она оказалась какой-то скучной; немногочисленные причалы заняты, а все суда стоят на мурингах и якорях. Решили плыть в бухту, соседнюю с Окуклей – но и там вышел облом; на якорь становиться не хотелось, и мы решили вернуться в старую добрую Окуклю. Места у «нашего» ресторана были заняты, и в итоге «Маре» притулилась возле старого деревянного причала. Блуждая по бухтам, мы преодолели 53 мили: рекорд регаты!В ресторане заказали баранину (а то все рыба да рыба!..) и отправились на променад вокруг бухты. Запечатлели массу крабов, серебристых рыбок, морских ежей, кошек и собак (фриков). Деревянный указатель привел нас в арт.галерею, а попросту магазинчик сувениров, где мы отоварились душистыми «бабами» и травяным чаем, а Грозных выбрала себе дизайнерские бусыJ.
Баранины было много, и она легла в желудки тяжелее рыбы. Нашими сотрапезниками оказались немцы, и хорового состязания не предвиделось. Чинно-важно поужинали, накормив окрестных котов и котят, и (дабы облегчить груз баранины) потопали на гору – к церкви. Ночная дорога возывсила душу и не докучала телу жарой. Вид на дремлющую Окуклю умиротворил окончательно, и путники поспешили на борт – спать.
24 июля, суббота.
|
Умойте меня! |
День Великой Пересменки (Абрамов высаживается поближе к отелю «Нептун», а семейство Канторовых принимается на борт – они, кстати, уже гуляют по марине Дубровника), День Шторма (аттракцион веселого качания на волнах сменился для некоторых невеселым укачиванием) и Падения Спасателя с тузика.Позавтракав блинами и яичницей, мы стартовали в направлении Дубровника. Уже сидя в Окукле, наблюдали сгущение облачков и порывы ветра, едва не столкнувшие причаливавший катамаран с чьей-то яхтой. Значит, на море шторм! – И действительно, 2,5-хбалльный шторм (частые барашки) встретил нас лицом к лицу; яхта шла со скоростью 4-4,5 узла, прыгая вверх-вниз на каждой волне). Постепенно добрая половина членов экипажа проглотила по драмине (таблетке от укачивания) и упаковалась по лежачим местам. Чтобы сделать паузу и отдохнуть от качки, шкипер завернул в бухту города Лапута, где нас поджидало неприятное приключение.
|
Человек за бортом! |
Группа из трех смельчаков (Абрамова, Голобородского и Грозных) решила отправиться в Лапут на тузике, но случилась незадача: едва отплыв от яхты, бедняга тузик «сдох», т.е. вырубился мотор. Тузик понесло течением… Покрутившись на месте, десант взялся за весла, а шкипер, распорядившись поднять якорь, повел судно подбирать незадачливых путешественников. Пришвартовав лодку к корме яхты, оба мужчины радостно вскочили и полезли на борт, а Лидия в выходном костюме, с фотоаппаратом и растерянной улыбкой на лице… вместе с мотором перевернулась через спину и рухнула в воду. Тузик, естественно, тоже перевернулся; команда бросилась спасать утопающего спасателя (и оба упавших в воду весла), а с берега к нам поспешила местная охрана на моторке. Лиду вытащили, потом она снова нырнула за веслами, а спасатели из Лапута, удостоверившись, что все в порядке, повернули к берегу.
|
Мобильная загрузка |
Мы поняли, что лапутяне нас не ждут, и продолжили путь к Дубровнику. Барашки улеглись, и «Маре» к 15.20 благополучно достигла марины. Но – увы! – в субботу марина Дубровника оказалась «фулл», т.е. переполненной, и мы подхватили пополнение (троих Канторовых с чемоданами и гитарой) на заправке, а потом так же – чиркнув по касательной по причалу – рексом высадили Диму Абрамова, который успел только печально свистнуть вслед.Через 15 минут: взьерошенные Канторовы уже на судне, постепенно осознают, что жить им придется не в береговых отелях, а в тесных каютах, и утюг, взятый рачительной Юлей, вряд ли понадобится… Шторм ослабел, но некоторых новичков все равно укачивает, да и ветераны сегодня не в форме. Драмина (средство от укачивания) понижает давление и вызывает еще 134 побочных эффекта, а в первую очередь, сонливость и отупение. Так что часть экипажа пребывает в анабиозе и даже вечером в норму не возвращается.
|
И снова Окукля! |
Дубровник переполнен; ближайшая удобная бухта – опять же Окукля. Да, мы возвращаемся сюда в третий раз, да, нас здесь знает каждая собака, и даже хозяин ресторана Петро уже улыбается вымученно («Как, ребята, это опять вы? Вроде бы, только утром проводили…»), но зато гарантированный причал с водой и электричеством, закрытая бухта и сытный ужин. Снова променад вокруг поселка и третий подъем к церкви. Рыбный стол, неспешная беседа (уже не до песен), короткая прогулка – и по койкам.За день прошли 52 мили – меньше, чем накануне, но дольше по времени.
Вторая смена:
|
Враг не дремлет! |
- Юлия Канторова – боцман,
- Илья Канторов – юнга,
- Евгений Канторов – впередсмотрящий и читатель.
25 июля, воскресенье
Третье утро в Окукле: поздний подъем, завтрак в ресторане, купание, починка мотора. У нашего Петро обнаруживается «вай-фай», и мы с Алексеем радостно выходим на связь с большой землей. К полудню поломка устранена, продукты куплены, мусор выброшен, обе палубы вымыты – и мы храбро выходим в море, где постепенно усиливается ветер.
|
Аттракцион "Качка" |
Воскресенье – День Большого Ветра. Идем сначала на моторе, потом ставим парус, и яхта внезапно встает на бок под углом 60о! Шкипер убедил нас, что перевернуться мы просто не можем, но внезапный кульбит впечатляет. ВАУ!!! – и вся команда, опомнившись, перебирается на высокий борт, чтобы немного смягчить крен. Стаксель быстро убирается, грот сворачивается до «штормового» варианта – и «Маре» старательно рассекает волны, нацелившись на остров Млет (Mlejet), где птичий заповедник соседствует с руинами старинного замка и небольшой туристической зоной.Прошли немногим более 7 миль, но сегодня каждая идет за 3.
|
Набережная в Полаче |
Причаливаем к ресторану Бурбон в местечке Полачи: море здесь спокойное, а впереди вся вторая половина дня. Заказываем ужин на 20.00, но есть уже хочется (когда штормит, готовить и есть на судне практически невозможно: вообще от пребывания внизу сразу начинает мутить, поэтому весь народ кучкуется на верхней палубе и старается смотреть вперед). Часть экипажа купается, а мы с Алексеем идем обследовать окрестности: ближайшие рестораны, магазины, сувенирные лавки, пункты проката, банкомат… Доходим до пресловутых руин (небольших, на табличке именуемых римскими) и поворачиваем обратно.
|
Руины замка |
Наконец-то все собрались на обед; садимся в прибрежный ресторан, где нас встречает на редкость чопорный, но непонятливый официант, который в итоге путает несколько заказов и радует Грозных комбинацией «рыбный суп – салат – снова рыбный суп». Впереди ужин, а мы уже набили животы… Выход один: пешая прогулка к озеру («Велику езеру») – 3 км туда и 3 обратно. Правда, пешком идут не все: Шароварин берет напрокат оранжевого малыша-фиата и вместе с Лидией и младшим Канторовым с ветерком носится по окресотностям. Остальные честно вышагивают весь маршрут, по пути удивляясь, что заповедник-то птичий, а птиц не видно и даже практически не слышно.Доходим до озера: там безлюдно (хотя вокруг припарковано множество машин; где же люди?..) и тихо. Ни одной птицы, только два бронзовых академика, наскоро слепленные чьей-то дрожащей рукой, молча взирают на берег. Мы нарядили бедняг в очки и шляпы и сфотографировались на память.
|
Ветер крепчает |
К ночи ветер усиливается, становится прохладно. В ресторане сидим уже в брюках и ветровках; то и дело бегаем на яхту – то хлебнуть коньяку для сугрева, то отодвинуть судно подальше от берега. Уже откровенно штормит: что в море-то делается, мама золотая? Соседи тоже стараются занять безопасное положение, просовывая между нашими бортами дополнительные кранцы и даже тузики. Поздний вечер коротаем в кают-компании: Бабетов, Голобородский, Шароварин и Илья Канторов режутся в дурака, я подвожу итоги дня, женщины отходят ко сну. На завтра планы пока неопределенные: все зависит от погоды. Пока намереваемся дойти до города Стона (там устричные фермы, и он на полпути к Дубровнику), но выпустит ли нас шторм из бухты, непонятно. Будем молиться Посейдону!..
26 июля, понедельник
|
Счастливый именинник |
День рождения юнги – Ильи Канторова. За общим завтраком в кают-компании (наверху свищет ветер) ему торжественно вручена тельняшка. Ночь прошла бурно в натуральном смысле слова: яхту мочалило и колбасило; все, кроме капитана, перебрались спать вниз – подальше от ветра – и закрылись одеялами (впервые за весь вояж!).Но постепенно – о, радость! – ветер стихает, и после 10-и утра смело можно выходить из заповедного угла. Мы уже заправлены водой и продуктами, заряжены электричеством и даже успели прошвырнуться туда-сюда по местным лавкам. Курс – на город-герой Стон; нам предстоит пройти около 20 миль, а в море все еще гуляют барашки. Однако постепенно ветер стихает, и хотя экипаж в преобладающем большинстве принимает горизонтальное положение (кто в каютах, кто на лавках), мы, почти не качаясь, подходим к Стону и… любуемся на его крепостные стены с моря, потому что встать решительно негде!.. Причал занят, а стоянка на якоре чревата: вокруг мели и подводные камни. При попытке встать наш киль задевает какой-то коварный камень: нет, поехали лучше отсюда!.. Буквально в полутора милях «за углом» бухта с прибрежным поселком Кобач: причалы возле ресторанов, небольшая набережная, мохнатые собаки весело бегут навстречу. В общем, хорватская идиллия.
|
Добыча масла крестьянами
хорватской губернии |
Судя по отзывам бывалых шкиперов, Кобач знаменит двумя харчевнями – «Нико» и «Лука», о первой отзывы лучше. Нам достается вторая: места для причаливания есть только возле нее. И пес здесь симпатичнейJ. Что ж, вечером посмотрим, какова ресторанная жизнь рыбацкого поселка.Отправляемся на прогулку: развалины какого-то родового поместья, прямо среди них пристроились чьи-то жилища и садики. Узкая каменистая дорожка выводит нас к маленькой церкви с Сикстинской мадонной на стене. На обратном пути знакомимся с хозяином «Нико» (по имени Нико), он снова ведет нас к развалинам, и местная женщина открывает нам дверь в старую «маслодавку», где с XVII по XX век (до 1985 года) большими каменными жерновами, а потом деревянными прессами, с помощью лошадиной силы давили оливковое масло. Сейчас нам предлагают сувениры: душистое масло в разнообразных флакончиках, оливковое масло, мыло, примочки от укусов насекомых. Масло и мыло очень приятно пахнут, и женская половина делегации не удерживается от закупок.
|
"Хоботница" |
Поесть решаем пораньше. Кобач окружен устричными фермами, поэтому устрицы здесь – обязательный стартинг. Заказываем сначала 40, потом еще 30. Цена одной устрицы – 10 кун (чуть меньше 1,5 евро), это недорого. Затем хозяин (нетрудно догадаться, что его зовут Лука) предлагает нам спагетти и ризотто с морскими гадами, салат из осьминога (по хорватски «хоботницы») и блюдо мидий в соусе. Чай (кофе, ракию, вино и т.п.) идем пить на яхту, потом отправляемся на пешую прогулку по горным тропам.После 9-и вечера вся команда на судне. Компания картежников разрослась до шести человек: сегодня играют уже не пара на пару, а каждый за себя. Веселый гвалт, смех и словесная пикировка сопровождают вдумчивый труд летописца.
|
Магия заката |
Но только благодаря моему каждодневному вкладу вы можете заглянуть к нам на «Маре», угоститься чайком или чем покрепче, услышать смех «амазонок» с соседней яхты (там полдюжины женщин путешествуют с нанятым шкипером и получают от этого большое удовольствие), растасовать карты, испытать судьбу игрока… А потом выйти на причал, помахать Луке (или Нико), погладить пса и посчитать звезды в ночном небе над Хорватией; послюнявив палец, поймать направление ветра и спланировать завтрашний переход. Нас ждет (или не ждет?..) Дубровник: утром выдвигаемся на штурм его марины. Сегодня – со всеми маневрами вокруг Стона – мы сделали 24 мили. И готовы к новым приключениям.
27 июля, вторник
|
Завтрак на судне |
Неспешное утро: после горячей игры в дурака, сопровождаемой некоторыми «жестоким пойлом» (так на сербско-хорватском языке именуются крепкие напиткиJ) народ окончательно проснулся после 8-и утра. Зарядка, завтрак, купание (Канторовы уплыли к дальним берегам, а уже пора отправляться) – и после 10-и мы все-таки решаем посетить живописный город Стон. Местные жители подсказали, что большой корабль ушел от причала еще накануне – значит, путь свободен!Снова лавируем между мелями – и вот он, Стон, центр добычи соли (мы прочитали эту информацию на стенде, сойдя на берег). Длинная крепостная стена, опоясавшая гору в форме буквы «М», а за ней – маленький городок, симпатичный, но явно переживающий не лучшие времена. Гуляя, мы обнаружили целые кварталы пустующих домов вокруг заброшенной церкви; но если спуститься вниз, то оказываешься в привычной туристической зоне: сувенирные лавки, ресторанчики, рынок. На стену не полезли: общее впечатление получено, соль в полотняных мешочках куплена, и уже пора рулить в Дубровник.
|
Старый порт Дубровника |
Волны практически успокоились, и мы за 4 часа (24 мили) достигаем Дубровника: места в марине «Ай-Си-Ай» есть – ура! Паркуемся и выезжаем (на маршрутном такси) в старый город. Толстые, массивные городские стены сразу производят мощное впечатление: направляемся внутрь, в старый город. Фонтан, церкви, главная улица (раньше здесь текла река), по которой сегодня струятся потоки туристов: влияние Италии чувствуется везде – и в архитектурных решениях, и в атмосфере, и в меню местных ресторанчиков. С наступлением темноты «иллюзия Италии» еще усиливается: здесь над сооружением храма трудились ученики Палладио, там уменьшенная копия испанской лестницы заставляет вспомнить площадь Испании в Риме… Люди так же сидят на ступеньках, звучат гитарные переборы, живые скульптуры собирают с прохожих монеты. Михаил Голобородский пошутил (а может, предсказал?), что, если в скором времени Италию затопит, то ее жители переберутся жить сюда и не ощутят особой разницы.
|
Неприступная крепость |
Рейд по главной улице, храмам и площадям, небольшой перекус на морском берегу (салат и жареные сардинки мельче мизинца – ням-ням!), а потом мы с Голобородскими взбираемся на городскую стену. Это удовольствие обходится в 70 евро на одну «одросль» (взрослого); у нас всего час, чтобы обойти старый город со всех сторон. Свет на закате отличный; солнце золотит Дубровник – и мы делаем множество фотографий с разных сторон и в разных ракурсах. Вблизи толщина стен впечатляет еще больше; наш эрудированный гид Михаил отмечает, что Дубровник так и не был взят ни одним противником. Лишь хитрые турки не стали штурмовать неприступные стены, а обошли город с берега, взяв под контроль стратегические высоты. Город сохранил свободу, но лишь ценой хороших отступных, к тому же лишился связи с материком…Прогулка по стене в лучах заката не утомляет, а скорее, заряжает энергией и настраивает на романтический лад. Встречаемся с остальными на площади под часами, идем в ресторан, весьма причудливо расположенный: на крыше, где находится небольшая церковь. Сидя за столом и жуя деликатесы, ловишь внимательный взгляд Спасителя…
|
Ресторан на крыше |
Кстати, о деликатесах. Ресторан оказался из тех, где дают легендарное «дифлоппе» (т.е. обаяние места и чопорность сервировки позволяет хозяевам заведения предлагать крайне затейливые, но очень необременительные для желудка блюда) и знают ему цену. За 115 кун вы можете получить шарик риса в хрустящем тесте, три мидии в кляре и еще что-то безвкусное, но бесконечно элегантное. Порция равиолей составляет 5 штук – в общем, сразу после выхода из сего достойного заведения хочется броситься в ближайшую пиццерию… Лично мы «догоняли» мороженым.Конечно, в таких заведениях есть плюс: никто не объелся на ночь, и на родную яхту мы вернулись налегке, обремененные лишь богатыми впечатлениями о столице Хорватии. Потянулись в душ и туалет: в местной марине запрещено пользоваться гальюнами на яхтах, выход один – полотенца наперевес и в каменный домик за 300 метров от яхты. Ничего – скоро домой!
28 июля, среда
|
Пляж Дубровника |
Сухопутный день: решили задержаться в Дубровнике. Немного повозившись утром на яхте и вокруг нее, вызываем знакомое такси и возвращаемся к воротам старого города. Разбиваемся на группы и ходим до обеда: одни гуляют по стене, другие усердно посещают церкви и музеи, третьи атакуют магазины, а четвертые пытаются понемногу совместить все эти занятия. Мы с Алексеем бродим по узким улочкам, не обходя сувенирные лавки (нужно привезти презенты родным и близким) и кафе с интернетом: специально захватили с собой ноутбук, дабы при случае прочитать почту и вообще связаться с «большой землей».
|
Первый семейный портрет |
К обеду команда «Маре» собирается на знакомой площади под часами. Мы заранее присмотрели ресторан на одной из верхних улиц: недорого, вкусно (свежая рыба на жаровне – 90 кун, салат – 50 кун) и довольно разнообразно. Насытившись, снова расходимся по интересам. Мы выходим за ворота, чтобы посмотреть на новый Дубровник, но современный город особым своеобразием не отличается: каменные дома террасами, лестницы, стены, заросшие богумилой (пышными темно-розовыми кистями цветов), киоски, рестораны, городской пляж… Единственный примечательный объект – классическая гимназия, расположенная в солидном трехэтажном здании постройки XIX столетия.
|
Вид на старый город |
Поворачиваем назад, огибаем старый город по периметру – и встречаем Голобородских, которые собираются проехаться на фуникулере. Почему бы и нет? – Находим станцию отправления; билет туда-обратно стоит вполне по-божески (70 кун), да и ажиотажа нет. Собравшаяся группа желающих легко помещается в новеньком оранжевом вагончике. Прибыв наверх и изучив стенды с фотографиями, узнаем, что старый фуникулер был разрушен снарядами сербов и черногорцев во время последних боев за независимость, а новый построен только что – в 2010 году! Поэтому все такое новенькое, безупречное и сверкающее.Запечатлели образ Дубровника с высоты, сходили к кресту, воздвигнутому в память героических борцов за свободу Хорватии, потом обошли вокруг руин крепости времен Наполеона I (долгое время в ней размещался австрийский гарнизон). Выпили кофе-какао в «высокогорном» кафе – и снова спустились в туристическую толчею. Еще несколько подарков, еще десяток узких кварталов; спешим в ресторан, который присмотрел Алексей. Там есть крошечные жареные сардинки – мы берем 2 (больших) порции на вынос, чтобы угостить всех на яхте.
|
Фонтан и вправду круглый:) |
Напоследок сходимся у круглого фонтана; рядом – фасад церкви, где каждый вечер (по крайней мере, второй подряд) проходят курьезные состязания. Нужно встать на узенький каменный карниз и удержаться, прижавшись к стене ; еще лучше – не просто «приклеиться» к ней, а совершить что-нибудь героическое. Например, снять и надеть через голову майку, принять замысловатую позу и т.п. Илья Канторов добивается успеха и уже замирает у стены, как заправский скалолаз, да еще и рубашку ухитряется задрать на головуJ. Канторов-старший уморительно прыгает на камень, но фиксируется ненадолго. Зато покоряет публику энтузиазмом: тренируется за углом и вообще крайне неохотно покидает место «игры в пристенок».Ну что ж, снова марина, снова вечер заядлых и шумных картежников. Завтра – в путь, причем рано утром: в восемь ровно уже отплываем!..
29 июля, четверг
Стартуем точно по плану, заправляемся и весело гребем в сторону Цавтата, где предстоит оформить документы на выезд. Погода отличная, штиль; яхта идет легко, и процедура официального прощания с Хорватией проходит довольно быстро.
|
Починка ремня |
Мы выходим из Цавтата, взяв курс на Зеленицу (таможенный пункт Черногории), но тут наш двигатель – предварительно погревшись и потарахтев – выходит из строя. Всему виной измочаленный ремень. Ставим паруса, но ветра-то почти нет, Поэтому и скорость судна снижается с 6 до 3,5-4 узлов. Нужно ремонтироваться. Евгений Канторов героически штопает ремень, нашивая на хлипкую резину надежную матерчатую заплату. Теперь можно (в крайнем случае) пройти еще несколько миль.
|
Спасатель всегда на посту |
По телефону вызываем бригаду черногорских механиков: они реагируют быстро и даже покупают новый ремень, но просят добраться до Монтенегро своим ходом, т.е. под парусом. Малым ходом движемся в сторону Бока-Которской бухты (без шума двигателя наступают тишина и благодать). Юнга под руководством старших товарищей учится вязать узлы (выбленочный, извините за выражение, он уже освоил - теперь очередь за беседочным).
Очень хочется успеть на таможню в Зеленицу, поэтому пускаем в ход «ремень Канторова» и буквально через полчаса оказываемся в территориальных водах Черногории. Еще через полчаса на «Маре» прибывает скорая техническая помощь, и к 17-и часам мы быстро (со скоростью 7 узлов) двигаем в Зеленицу, успевая за час оформить въездные документы.
|
Какой матрос не мечтает стать шкипером? |
Местная отдыхающая братия рекомендовала нам посетить Герцог Нови. Две недели назад дождь помешал нам подойти к городу, а сегодня марина занята, свободных мурингов нет. Да и общая панорама не зажигает: многоэтажки (типа «брежневок»), стандартная набережная без изысков, с краю – руины какой-то башни… Нет смысла упираться рогом, решаем мы, и поворачиваем на Бигово, где (по мнению Шароварина) нас ждет лучший рыбный ресторан страны.Теперь двигатель урчит ровно и задорно, на море полный штиль, и мы добираемся до места ближе к 8-и вечера. За день – несмотря на поломку – пройдено 54 мили.
|
Рыбный ресторан в Бигово |
Бигово – поселок уютный; по сути – рыбацкая деревушка, по виду – комфортабельный дачный городок с несколькими ресторанами и многочисленным предложением апартаментов. Население – 300 человек. Сначала мы встаем на якорь (кстати, выясняется, что механизм спуска-подъема сломан и нужно действовать вручную), и отважная пятерка (Шароварин – Бабетов - Илья Канторов - Голобородская – я) на тузике десантируется на берег. Высадившись на причале, Алексей договаривается с хозяином ресторана о стоянке. Яхта причаливает к берегу, и теперь мы как честные люди должны здесь отужинатьJ. Рекомендую: в Бигово замечательная уха («чорба» по-местному) и свежайшая рыба – на выбор. Барабулька, сибас, камбала, дорада…
|
Боцманша Юля в поисках провизии |
Вдобавок на первом этаже гуляет местное население: справляется то ли юбилей, то ли свадьба, и приглашенный певец заливисто поет мелодичные песни, похожие на молдавские (так и представляешь рядом с ним Софию РотаруJ). Все танцуют и веселятся, вовлекая в хоровод даже заезжих посетителей. Кстати, в этом поселке живут преимущественно сербы, на стенах лозунги «Без Сербии нет Монтенегро» и т.п. Но явных следов национальной розни и политической борьбы не видно.Мы снова сыты – нужно погулять: изучаем местную недвижимость и быт рыбаков, затем клуб картежников собирается за игорным столом, и наконец моряки расходятся спать, в родные каюты.
30 июля, пятница
|
Черлидинг с кранцем:) |
Последний день путешествия встречает нас волнением на море. Ночью дул сильный ветер, сейчас его практически нет, но волны уже разгулялись. «Все на верхнюю палубу!» - сзывает команду капитан, буквально отрывая Людмилу от любимых ковшиков, - «Нам нужен бодрый и веселый кок, а не его бледное измочаленное подобие». До Мамулы (входа в Бока-Которскую бухту) идем, переваливаясь с боку на бок и получая порции соленых брызг. Потом – по мере движения вглубь бухты – волны успокаиваются, и ближе к Перасту море снова спокойно.Останавливаемся на последний «закуп»: в Которе уже не поплаваешь – грязно. Обсыхая, наблюдаем на берегу образец «малобюджетного жилья» (или декораций для съемок фильма из жизни народов Африки?): маленькие, но многочисленные деревянные бунгало, похожие на ульи, облепили часть берега. Аборигенов не видноJ.
|
Маленький, но гордый Пераст |
После короткой высадки на острове с церковью Девы Марии Утеса (спасительницы всех утопающих) обедаем в Перасте – преисполненные сознанием, что это последний обед яхтинга-2010. Рыба, кальмары и прочие морские «плоды» дополняются белым вином и пивом. Набив желудки, гуляем по городу (где, кстати начинается музыкальный фестиваль, и мы наблюдаем несколько выступлений самодеятельных коллективов): он очень славный, практически весь родом из XVII-XVIII вв. Подбираем себе домики у моря и с чувством выполненного долга возвращаемся на яхту. Пора в порт приписки – Котор.
|
Последняя миля |
До Котора добираемся быстро и без приключений, в лучах закатного солнца встаем в марине (всего пройдено около 30 миль). Кранцы на оба борта, якорный матрос (Бабетов) уже отработанным движением ловит муринг – и наша «Маре» завершает свой переход «Котор – Тиват – Цавтат – Дубровник – Окукля – Корчула – Пасадур – Млиет (Полаче) – Окукля (2 раза) – Стон – Дубровник – Цавтат – Бигово – Котор» протяженностью 390 миль. За две недели пройдено примерно 80 часов и 10 часов – под парусом.
|
Узел на память |
Мы стали матерыми морскими волками; по крайней мере, каждый отличает гигошкот от гротошкота и знает, что «травит» не плохой кок, а матрос, понемногу отпускающий конец. Думаю, еще несколько дней под нами будет качаться земля, а после посещения гальюна (пардон, туалета) руки сами потянутся откачивать, а затем накачивать морскую воду. Две недели мы обходились шортами и купальниками и учились передавать тарелки сверху вниз (и наоборот) по цепочке, чтобы при качке ничего не разбить.
|
Маре зовет! |
Две недели одна рука каждого члена экипажа всегда должна была крепко держаться за прочную опору; однажды мы даже отработали ситуацию «Человек за бортом». Теперь каждый сможет легко уснуть в платяном шкафу и поесть на коленках, а привычка носить обувь вообще ушла в прошлое… Кое-кто уже захотел ближайшей осенью выучиться на шкипера, остальные готовы стать любителями и время от времени включаться в суровые и рискованные, но такие увлекательные морские трипы.
|
THE END |
Все на борту? – Приготовиться к отчаливанию!