воскресенье, 1 августа 2010 г.

Ядранский поход (путешествие дилетантов)











Летописец в процессе
Замысел этого путешествия созрел зимой, когда так хотелось приключений и вкуса морской воды на губах... И теперь, когда он реализовался, мы все еще (или уже) сомневаемся: да неужели? Две недели адриатических странствий, ветра - чаще встречного, чем попутного, и самых позитивных впечатлений. Мир с моря выглядит совершенно иначе, ценности меняются так, что даже вестибулярный аппарат выходит из строя. В доказательство того, что Ядранский поход состоялся, я публикую дневник, который вела ежедневно - с 17 по 30 июля 2010 года.
Эти записки передают волнение новичка, впервые рискнувшего "отдать концы" и ринуться в морские просторы. Конечно, вы найдете здесь изрядное количество огрехов и неточностей, но таков путь всякого неофита. Зато вместе с автором можно постепенно освоиться на судне и научиться отделять небо и воду от тверди земной.
Надеюсь, мои соратники-мореплаватели, а затем и читатели снабдят повествование развернутыми комментариями. Кому понравится такой стиль жизни, знайте: у нас большие планы - Греция, Турция, Италия, Майорка... Присоединяйтесь к команде "МАРЕ"!

«Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход…»
(из песни)
17 июля, суббота
Неделю провели в Будве по рекомендации компании корифейских родителей, уже несколько лет как в ней обосновавшейся. Апартаменты за 40 (на 1 персону), 50 и 60 евро, Адриатическое море, то бишь Ядранское, и море русскоязычных отдыхающих, то бишь Ядрен-МатренJ. Пляж, который понравился нам больше остальных, именуется Могрен: чистое море, относительно (!!) меньше народу, и привлекательный камень с белым крестом, куда можно плавать – далеко за буйки – и временами наблюдать там распаластавшихся нудистов.
Старая Будва
Старый город Будва похож на маленькую каменную шкатулку: уютный, компактный и декоративный. Хочется прихватить его с собой в качестве украшения для рабочего стола: такая мини-Венеция черногорского разлива. Из семи дней пять мы акклиматизировались, совершали променады по набережной, попутно с волнением присматриваясь к жизни в маринах: как то все будет у нас?.. Два дня колесили по окрестностям будванской ривьеры, взяв напрокат «тойоту ярис» с АКПП (55 евро в сутки):
1) милый городок Цетинье (между прочим, в недавнем прошлом столица Монтенегро), весь усаженный белолистными липами в самом цвету; вершина Ловчена с усыпальницей местного правителя и философствующего поэта Петровича, сына Петровича (461 ступенька вверх – к подобию египетской гробницы и видовой площадке: первый взгляд на Которский залив!); остров-гостиница Сан-Стефан и недоступный VIP-пляж некоей королевы, куда нас не пустили суровые секьюрити.
2) Скадарско езеро – вернее, его краешек; Старый Бар (город такой на горе, ныне переехавший ближе к морю); рыбацко-албанский город Улцинь – эдакая Абхазия, или Северный Кипр: мечети, застройка арабско-турецкого типа, пробки – автомобильные и человеческие и хитрые албанские официанты; Велика Пляжа (фрагмент под названием Капакабана) – 13 км песка, а море буквально по колено каждому на 200 метров вперед.


Марина - "вокзал" для яхт и катеров
Итак, оставив за плечами будванский период, 17 июля наша команда из 6 человек (Людмила и Михаил Голобородские, Лидия Грозных, Алексей Бабетов, Мария Калужская и чуть позднее примкнувший к нам Дмитрий Абрамов) выехала в Котор на двух такси, имея весьма смутные – частью романтические, частью готично-шокирующие – представления о жизни на яхте. По слухам, там практически нет места для вещей, постоянный дефицит воды и электричества, крен 30-50 градусов и качка. Короче, это Спарта!..
Нам поведали (со слов очевидцев), что мужчинам на яхтах нравится (можно не мыться, не бриться, отдавать концы, травить помалу и чалиться то здесь, то там…), а женщинам – нет (по тем же причинам). В марине Будвы мы видели, как яхтенные обитатели моются под шлангом прямо на причале, жуют у всех на виду, сушат лифчики на реяхJ, т.е. ведут публичную жизнь питомцев зоопарка.
Вечер накануне отплытия
И вот – наша яхта. «Маре» (раскумаре): 45 футов (х30,05 см) в длину, 4 каюты и 7 футов под килем. Первое впечатление – экстаз: маленькое аккуратное судно, удобная площадка для еды и общения наверху; приличная кают-компания (холодильник, плита, посуда и все дела). Наши будванские провожающие (Меньшиковы, Постниковы, Задорины) в восторге: экзотика, красота и даже местами комфорт!.. Шкипер еще не прибыл, поэтому в мелочи мы не вникаем. Приемка яхты – завтра утром, а до ночи еще есть время прошвырнуться по старому городу.
Это каюта для двоих


Возвращаемся с прогулки. При попытке разложить вещи (по привычной сухопутной схеме) наступает шок: ничего никуда не входит, вечерние туалеты и драгоценности поместить буквально негде!.. Мечемся по яхте, ищем полки и шкафчики, привыкаем к тесноте (каюты – это просто шкафы с койками).
Ночью из Подгорицы прибывает Шароварин, дает краткие инструкции и обсуждает маршрут, шелестя картами и лоциями. Показывает еще «подпольные помещения» для воды, арбузов, сумок и т.д. и демонстрирует систему работы туалета типа гальюн.

18 июля, воскресенье
Покорители Которских высот
Завтрак на яхте, потом штурм Которской крепости-героя. Подъем несложный, но внушительный: все выше, и выше, и выше – и вот: конгратюлейншс! На вершине мною была обнаружена девушка Анна из Екатеринбурга, присоединившаяся к нам на полдня.
Ура, в дорогу! Матросы поднимают кранцы и учатся отшвартовываться (все нужно делать в 4 раза быстрее, но это придет). Плывем – пока на моторе. Общий восторг и легкий бриз в лицо. 
Церковь Богородицы у Скал
Наш путь лежит к островкам, на одном из которых построен храм  Богородицы у Скал. По легенде, икона Божьей Матери была прибита к острову волнами (т.е. спаслась) – и с тех пор церковь считается прибежищем всех спасенных из морской пучины. Там полно подношений от счастливо спасшихся, а стены украшены вативными (обетными) иконами с их именами. Ну что ж, пусть море будет благосклонно и к нам! Остров Святого Дордье – частная собственность, его можно только об-плыть, щелкая фотоаппаратами.
Обедаем поблизости в Перасте - в рыбном ресторане. Смешной эпизод с салатом под названием таратор: он очень понравился нам в Будве, и мы пытаемся заказать его здесь. Оказывается, что знакомо будванцам, неведомо боко-каторцам: огурцы, каймак (мягкий соленый творог) и чеснок нам приносят отдельно, на разных тарелках! Да, не следует заказывать неведомые местным поварам блюда.
Прощаемся с Анной (которая, надеюсь, прочитает сей отчет) и следуем намеченным курсом.
Первая швартовка
Весь день идут споры о надвигающейся грозе: Алексей предпочитает верить, что ее не будет, а Евгений Шароварин (капитан=шкипер) полагается на опыт яхтсмена и метеопрогнозы. В конце концов, гроза все же настигает «Маре», но быстро проходит. Дождь (по сербохорватски «тиша») – это значит быстро задраить все люки, поднять козырек над нижней палубой, убрать белье с бортов…
Марина Тивата - просто сказка!
Нам приходится проплыть мимо Герцог Нови, покрытого дождевой тучей, и уйти в Тиват. Переждав грозу, гуляем там вдоль берега: город ничем не примечателен, кроме большой и красивой марины с пальмами и фонтанами. Туда-сюда по променаду, ужин в ресторане и – отдыхать, принимать душ, спать, играть в го: кому что нравится. За день пройдено 17 миль.

19 июля, понедельник
Обучение матросов
Ранний подъем, душ, зарядка. Плывем на Герцог Нови. Дует бриз, поэтому первый раз можно поставить паруса: стаксель и грот. Ненадолго, правда: бриз бывает по утрам, и штиль заставляет нас к полудню снова завести мотор. Увы, Герцог Нови снова проходит мимо, вернее, мы не можем пришвартоваться (мест нет) – идем в таможню, которая должна дать добро на выход в Хорватию. Весь день матросы тренируются и получают пендюли от шкипера – особенно, когда боцман Абрамов застревает в местном кэш-энд-керри, а надо срочно отчаливать (таможня дала добро!). Понятно одно: все делается правильно, но оч-чень медленно.

Распределение обязанностей на судне:
Наш отважный капитан...

  • Евгений Шароварин - шкипер, капитан и  учитель жизни;
  • Людмила Голобородская – кок и казначей;
  • Михаил Голобородский – матрос и гид (носитель мудрости);
  • Алексей Бабетов – матрос и радист;
  • Дмитрий Абрамов – боцман и переводчик;
  • Лидия Грозных – спасатель и ответственный за тузик.
  • Мария Калужская – судовой врач и Нестор-летописец. Поэтому старательно пишу эти строки – даже под угрозой выключения компа из-за сдыхающей батарейки.


До свидания, Черногория! До скорой встречи, Хорватия!


Мамула: внутренний двор
Хорватия встретила нас неприятным сюрпризом: сломалась коробка передач («демедж трансмишн», как сообщал шкипер по телефонам разным менеджерам и механикам), и мы красиво встали в бухте близ города Цавтата. Хорошо, что успели отметиться в хорватской таможне, а до того еще и посетили   крепость Мамулу времен второй мировой войны. Свидетельство того, что черногорцы сопротивлялись фашистам: на мемориальной доске есть и упоминание о двух советских дивизиях, освободивших остров. Место с годами приобрело аромат таинственности – просто готовая площадка для съемок какого-нибудь фантастического фильма.
Вечер в Цавтате
Вернемся в Цавтат, где мы проболтались на якоре с вечера 19 до обеда 20 июля. Опасались усиления ветра, дувшего на берег: яхту водило по кругу, и назревала реальная опасность сорваться с якоря… Вдобавок разрядились компьютеры, телефоны и на глазах «слабели» фотоаппараты. Был разработан план спасения: тузик – берег – автобус (такси) – сервис (магазины) и – как добавил Д.Абрамов – чемоданы – вокзал (аэропорт) – РоссияJ.
Вечером долго разыскивали (по телефонам) – в том числе, через российских посредников, - механика, который таки сможет прибыть в бухту Увала Тиха и устранить нашу неисправность (которая, кстати, была обнаружена Шаровариным: погнулись и разболтались болты на муфте, соединяющей коробку передач с винтом).

20 июля, вторник
Плавучий магазин
Все утро провели в ожидании: осваивали десантирование на тузике, малыми группами плавали на берег за продовольствием и хорватскими симками. К нам тоже подплыл на лодке местный торговец: продал дыню и персики, угощал настойкой местного разлива.
Наконец-то прибыла нескорая хорватская помощь: сначала два бравых парня залезли в каюту Голобородских (где, собственно, и расположен двигатель) и получили от капитана горемычные болты, потом пропали часа на полтора, а вернулись уже втроем с мальчиком на подхвате – и вот, в 14.00 мы покидаем окраины Цавтата. Держим курс на бухту Okuklje (в просторечии Окуклю), где нас ожидает поход к местной церквушке, парковка у ресторанчика и ночевка.
Вахтенный матрос Бабетов 
5 часов провели в переходе: сначала на моторе, потом поставили стаксель, и яхта понеслась вперед… Кстати, средняя скорость «Маре» - 5-6 узлов в час, причем соединение мотора и паруса дает существенное прибавление (еще на несколько узлов). На парусах без двигателя мы почти не ходили, т.к. господствуют штиль либо встречный ветер.
Отмечу с оптимизмом, что пока от морской болезни никто не страдает. Правда, часть команды (включая нас с Алексеем) проваливается в сон после обеда, но в целом все оказались крепкими орешками. Опрощение происходит стремительно: основная одежда – плавки и купальники; к вечеру сверху надеваются майки и шорты. Скоро забудем, что такое каблуки, косметика, расчески и ваще гламур.
Родная Окукля
Бухта, куда мы прибыли к 18 часам вечера, оказалась тихой и живописной: прозрачная вода, ресторанчики с причалами по периметру, полтора десятка яхт и церквушка на горке. Правило простое: если причаливаешь к ресторану – там и ужинаешь, зато стоянка, вода и электричество – бесплатно. Мы пришвартовались к ресторану (на местном языке "конобе") «Ланпало», заказали рыбный ужин на девять часов и отправились на экскурсию вокруг бухты. Дошли до маленькой католической церкви, посмотрели сверху на пасторальную Окуклю (40 жителей) и назад, к своему плавучему дому. Нашими соседями оказались поляки из Варшавы  на 40-футовой яхте, общительные и хорошо говорящие по-русски. 
Песни разных народов
К ужину мы явились во всеоружии: в тельняшках - и устроили настоящий песенный марафон «кто кого» (от «Отважного капитана» до «Калинки») - во многом благодаря изрядному количеству вина и местной травяницы. В польской группе выделялась голосом дама-хористка, зато у нас был Михаил Голобородский, завершивший серию сольных номеров пафосным исполнением «Боже царя храни».
Хозяин вынес еще травяницу «от заведения» - и Дмитрия понесло на подвиги (на каменные стены и скалы) и к ресторанным животным (рыжему коту). Тяжело отвалившись от столов, мы прошлись по берегу туда-сюда, подивились стойкости поляков (которые еще вовсю колготились на палубе) и отправились по койкам.
Всего за день пройдено 37 миль, выпито 4 бутылки вина и местной «чачи» и спето 26 песен.

21 июля, среда
Поднять паруса!
День рождения Бабетова был встречен за завтраком в том же ресторане. Жуя штрудель и запивая чаем-кофе, мы дружно отхэппибездили именниника и вручили ему новую дорожную сумку, чтобы увез с собой побольше трофеевJ. Дима хотел забрать полюбившегося рыжего кота, но тот предусмотрительно спрятался. Искупались, облились пресной водой, отдали концы и – к новым приключениям!..
Совершили переход в 30 морских миль: небольшое турне по соседней бухте (может, остановимся здесь на ночевку на обратоном пути?). Шли под парусом, меняя галсы, т.е. «зигзугом» - поэтому получилось немного дольше, хотя скорость достигла 6 узлов.
За стол помещаются не все...
Немного о яхтенном быте для чайников. Наша «Маре» небольшая (45), но маневренная и очень экономичная в расходе топлива – этакая морская малолитражка. Упакованы мы, конечно, плотно: в каютах можно только спать, залезая на койку ползком; кают-компания внизу вполне приличная, но летом, да еще при движении на фоне живописных адриатических берегов, все сидят (лежат, стоят) на верхней палубе. Иногда мимо проходят большие и красивые яхты, где обученный персонал обслуживает нескольких владельцев, которые просто сибаритствуют. 
Две каюты с гальюнами
Мы – сами себе персонал, поэтому отшвартовка-пришвартовка, манипуляции с парусом, заправка водой, топливом, электричеством входят в обязанности экипажа. Воду экономим, свет даром не жжем; все вещи, особенно продукты и посуда заперты по герметично закрывающимся шкафам; купальники, белье и полотенца полощутся прямо на леерахJ. В маринах, где стоянка оплачивается, можно заправиться водой, помыться в душе и постирать, подключиться к электрическому кабелю и сделать утреннюю зарядку на твердой земле. Лично у меня уже появился опыт зарядки между гротом и стакселем…
Заплыв черепахи Тортиллы
Пара шорт и купальников, 2-3 растянутых майки + одна парадная тельняшка, кепка (панама) и шлепки = гардероб яхтсмена в разгар адриатического лета. Больше ничего не берите, все равно будет мертвым грузом лежать в сумке. Да, кстати: чемоданы и габаритный багаж в каюты не войдут!..
Зато можно бросать якорь в тихих чистых бухтах и вдоволь купаться вдали от пляжей и портов!.. Можно любоваться береговой линией в ракурсах и разворотах, о которых сухопутные туристы даже не мечтают. И гордиться собой: вот мы какие – морские волки! А Канторовы, которые прибудут на борт послезатра, - салаги необученныеJ. Будут палубу зубными щетками драить.
Крепкие стены Корчулы
Вернемся к нашему путешествию. После 30-мильного перехода вошли в акваторию замечательного города Корчула, в котором (как выяснилось) родился Марко Поло. Знаменитый путешественник представлен в городке сетью одноименных магазинов (где имениннику были куплены разнообразные подарки морской тематики: подзорная труба, часы луковицей, футболка с парсуником…), домом-музеем, в котором он родился, и бесчисленным количеством изображений, статуэток, лейблов и упоминаний.
Корчула (ударение на первом слоге) оказалась очень красивым местом, практически лишенном современной застройки. Мы дружно сделали вывод, что города, захиревшие в новое время, сохранили неповторимый колорит. Старый город остался практически первозданным и очень органично и корректно достроен традиционными кварталами малоэтажных домиков с черепичными крышами.
Праздничный ужин
Вторая половина дня ушла на изучение узких улочек и площадей, покупку сувениров и подарков, а вечером вся компания собралась в ресторане на набережной для чествования именинника. Место выбрал Дима Абрамов: оно оказалось весьма солидным (отдельные блюда и напитки стали в свое время чемпионами мира на разных кулинарных конкурсах), а официант – тоже Дмитрий – проявил себя настоящим виртуозом банкетного стола. Это он презентовал нам каждое блюдо, а поскольку Бабетов уполномочил его «рулить» программой ужина, выложился по полной программе, воспевая рыбные медальоны, карпаччо, салаты, десерты и сопутствующие им напитки.
Марина в Корчуле 
Блюда несколько уступали мастерству официанта, зато десерт, поданный дамам (мужчины получили по кусочку шоколадного торта), - протертая клубника с мятой – оказался просто объеденьем!.. День рождения начался нестройным пением в рыбной таверне, а завершился изысканным банкетом под сенью пятизвездочного отеля. Не могу сказать, что зачин померк перед финалом.
После ужина еще немного прошлись по старой Корчуле, освещенной огнями и озвученной рок-гастролерами. Шкипер починил кабель, порванный упавшим трапом. Хлебнули чаю (пива, воды), помылись в маринском душе и отключились до следующего утра. Наш отпуск перевалил через экватор!..


22 июля, четверг
Тузик отправляется!
Подъем – зарядка – душ – завтрак – заправка. Оказалось, что дизельного топлива нам потребовалось всего 56 литров: это очень мало для многодневного перехода. Прошли туда-сюда перед Корчулой – устроили фотосессию. Искупались в теплой хорватской лагуне. И двинули на остров Ластово, где расположен пункт нашего назначения – городок Пасадур. Идти 5-6 часов, в зависимости от ветра и фортуны.
В пути нас потрепал легкий шторм: пришлось даже задраить верхние люки. К 16-и часам мы прибыли в гостеприимную бухту Пасадура, преодолев за день 34 мили. Вернее, сначала прошвырнулись по нескольким соседним бухтам, выбирая лучшее место для стоянки до утра. 
Боцман Дима
В итоге предпочли новую уютную марину в красивейшем уголке, где сходятся (соединяются выгнутым мостиком) два острова – Ластово и Пресба. Сойдя на берег, выкупавшись и приняв душ, команда разделилась: отважная четверка (Голобородский – Грозных – Шароварин – Абрамов) отправилась на тузике к острову с бункером военных лет, а мы (Алексей, Людмила и я) предприняли пеший обзорный поход в местную культурную зону. Изучили предложения местных ресторанов, оценили (со стороны) качество отеля*** и апартаментов, запечатлели красочные закатные пейзажи.
Ночь в Ластово
Надо отметить, что живописность хорватских бухт возрастает день ото дня: Пасадур, пожалуй, еще колоритнее своих предшественников. Отличное чистое море, тишина и покой, великолепные ландшафты + прокат всевозможных водных мотоциклов, скутеров, оборудования для дайвинга и т.п. обойдется вам всего в 780 кун за двухместный номер в высокий сезон (для пересчета в евро разделите примерно на 7).
Ужин в ресторане при гостинице стоил (в скромном варианте: салат + ризотто + вино или пиво) 100 кун; более прожорливым либо взыскательным пришлось выложить по 180-200. Зато бесплатный быстрый интернет: Бабетов и Абрамов так и впились в ноутбуки… Вернулись на яхту уже за полночь; немного раньше Шароварин соблазнял слабых женщин колой и травяницей (сливовицей,  вильямовкой, чачей или чем тут поят?..) и вел с ними концептуальный спор о разнице между любительством и профессионализмом.



23 июля, пятница
Укушенный архитектор
Утро в Пасадуре: подъем – зарядка – душ – завтрак (шведский стол в ресторане отеля за 50 кун). Голобородского в губу укусила оса, притаившаяся в куске колбасы: теперь у него надменно-туповатое выражение лица, как у Гомера СимпсонаJ.
Отчалили, согласовав маршрут: к вечеру прибудем в новое неизведанное место (обойдя острова с восточной стороны) и пока не знаем, встанем к причалу или на якорь. Ветра почти нет, экипаж отдельными тушками раскинулся по верхней палубе. В добрый путь!
Выходной костюм
Бодро и весело (часов за 5) прошли расстояние до восточной бухты, но она оказалась какой-то скучной; немногочисленные причалы заняты, а все суда стоят на мурингах и якорях. Решили плыть в бухту, соседнюю с Окуклей – но и там вышел облом; на якорь становиться не хотелось, и мы решили вернуться в старую добрую Окуклю. Места у «нашего» ресторана были заняты, и в итоге «Маре» притулилась возле старого деревянного причала. Блуждая по бухтам, мы преодолели 53 мили: рекорд регаты!
В ресторане заказали баранину (а то все рыба да рыба!..) и отправились на променад вокруг бухты. Запечатлели массу крабов, серебристых рыбок, морских ежей, кошек и собак (фриков). Деревянный указатель привел нас в арт.галерею, а попросту магазинчик сувениров, где мы отоварились душистыми «бабами» и травяным чаем, а Грозных выбрала себе дизайнерские бусыJ.
Баранины было много, и она легла в желудки тяжелее рыбы. Нашими сотрапезниками оказались немцы, и хорового состязания не предвиделось. Чинно-важно поужинали, накормив окрестных котов и котят, и (дабы облегчить груз баранины) потопали на гору – к церкви. Ночная дорога возывсила душу и не докучала телу жарой. Вид на дремлющую Окуклю умиротворил окончательно, и путники поспешили на борт – спать.

24 июля, суббота.
Умойте меня!
День Великой Пересменки (Абрамов высаживается поближе к отелю «Нептун», а семейство Канторовых принимается на борт – они, кстати, уже гуляют по марине Дубровника), День Шторма (аттракцион веселого качания на волнах сменился для некоторых невеселым укачиванием) и Падения Спасателя с тузика.
Позавтракав блинами и яичницей, мы стартовали в направлении Дубровника. Уже сидя в Окукле, наблюдали сгущение облачков и порывы ветра, едва не столкнувшие причаливавший катамаран с чьей-то яхтой. Значит, на море шторм! – И действительно, 2,5-хбалльный шторм (частые барашки) встретил нас лицом к лицу; яхта шла со скоростью 4-4,5 узла, прыгая вверх-вниз на каждой волне). Постепенно добрая половина членов экипажа проглотила по драмине (таблетке от укачивания) и упаковалась по лежачим местам. Чтобы сделать паузу и отдохнуть от качки, шкипер завернул в бухту города Лапута, где нас поджидало неприятное приключение.
Человек за бортом!
Группа из трех смельчаков (Абрамова, Голобородского и Грозных) решила отправиться в Лапут на тузике, но случилась незадача: едва отплыв от яхты, бедняга тузик «сдох», т.е. вырубился мотор. Тузик понесло течением… Покрутившись на месте, десант взялся за весла, а шкипер, распорядившись поднять якорь, повел судно подбирать незадачливых путешественников. Пришвартовав лодку к корме яхты, оба мужчины радостно вскочили и полезли на борт, а Лидия в выходном костюме, с фотоаппаратом и растерянной улыбкой на лице… вместе с мотором перевернулась через спину и рухнула в воду. Тузик, естественно, тоже перевернулся; команда бросилась спасать утопающего спасателя (и оба упавших в воду весла), а с берега к нам поспешила местная охрана на моторке. Лиду вытащили, потом она снова нырнула за веслами, а спасатели из Лапута, удостоверившись, что все в порядке, повернули к берегу.
Мобильная загрузка
Мы поняли, что лапутяне нас не ждут, и продолжили путь к Дубровнику. Барашки улеглись, и «Маре» к 15.20 благополучно достигла марины. Но – увы! – в субботу марина Дубровника оказалась «фулл», т.е. переполненной, и мы подхватили пополнение (троих Канторовых с чемоданами и гитарой) на заправке, а потом так же – чиркнув по касательной по причалу – рексом высадили Диму Абрамова, который успел только печально свистнуть вслед.
Через 15 минут: взьерошенные Канторовы уже на судне, постепенно осознают, что жить им придется не в береговых отелях, а в тесных каютах, и утюг, взятый рачительной Юлей, вряд ли понадобится… Шторм ослабел, но некоторых новичков все равно укачивает, да и ветераны сегодня не в форме. Драмина (средство от укачивания) понижает давление и вызывает еще 134 побочных эффекта, а в первую очередь, сонливость и отупение. Так что часть экипажа пребывает в анабиозе и даже вечером в норму не возвращается.
И снова Окукля!
Дубровник переполнен; ближайшая удобная бухта – опять же Окукля. Да, мы возвращаемся сюда в третий раз, да, нас здесь знает каждая собака, и даже хозяин ресторана Петро уже улыбается вымученно («Как, ребята, это опять вы? Вроде бы, только утром проводили…»), но зато гарантированный причал с водой и электричеством, закрытая бухта и сытный ужин. Снова променад вокруг поселка и третий подъем к церкви. Рыбный стол, неспешная беседа (уже не до песен), короткая прогулка – и по койкам.
За день прошли 52 мили – меньше, чем накануне, но дольше по времени.







Вторая смена: 
Враг не дремлет!
  • Юлия Канторова – боцман,
  • Илья Канторов – юнга,
  • Евгений Канторов – впередсмотрящий и читатель.







25 июля, воскресенье
Третье утро в Окукле: поздний подъем, завтрак в ресторане, купание, починка мотора. У нашего Петро обнаруживается «вай-фай», и мы с Алексеем радостно выходим на связь с большой землей. К полудню поломка устранена, продукты куплены, мусор выброшен, обе палубы вымыты – и мы храбро выходим в море, где постепенно усиливается ветер.
Аттракцион "Качка"
Воскресенье – День Большого Ветра. Идем сначала на моторе, потом ставим парус, и яхта внезапно встает на бок под углом 60о! Шкипер убедил нас, что перевернуться мы просто не можем, но внезапный кульбит впечатляет. ВАУ!!! – и вся команда, опомнившись, перебирается на высокий борт, чтобы немного смягчить крен. Стаксель быстро убирается, грот сворачивается до «штормового» варианта – и «Маре» старательно рассекает волны, нацелившись на остров Млет (Mlejet), где птичий заповедник соседствует с руинами старинного замка и небольшой туристической зоной.
Прошли немногим более 7 миль, но сегодня каждая идет за 3.
Набережная в Полаче
Причаливаем к ресторану Бурбон в местечке Полачи: море здесь спокойное, а впереди вся вторая половина дня. Заказываем ужин на 20.00, но есть уже хочется (когда штормит, готовить и есть на судне практически невозможно: вообще от пребывания внизу сразу начинает мутить, поэтому весь народ кучкуется на верхней палубе и старается смотреть вперед). Часть экипажа купается, а мы с Алексеем идем обследовать окрестности: ближайшие рестораны, магазины, сувенирные лавки, пункты проката, банкомат… Доходим до пресловутых руин (небольших, на табличке именуемых римскими) и поворачиваем обратно.
Руины замка
Наконец-то все собрались на обед; садимся в прибрежный ресторан, где нас встречает на редкость чопорный, но непонятливый официант, который в итоге путает несколько заказов и радует Грозных комбинацией «рыбный суп – салат – снова рыбный суп». Впереди ужин, а мы уже набили животы… Выход один: пешая прогулка к озеру («Велику езеру») – 3 км туда и 3 обратно. Правда, пешком идут не все: Шароварин берет напрокат оранжевого малыша-фиата и вместе с Лидией и младшим Канторовым с ветерком носится по окресотностям. Остальные честно вышагивают весь маршрут, по пути удивляясь, что заповедник-то птичий, а птиц не видно и даже практически не слышно.
Доходим до озера: там безлюдно (хотя вокруг припарковано множество машин; где же люди?..) и тихо. Ни одной птицы, только два бронзовых академика, наскоро слепленные чьей-то дрожащей рукой, молча взирают на берег. Мы нарядили бедняг в очки и шляпы и сфотографировались на память.
Ветер крепчает
К ночи ветер усиливается, становится прохладно. В ресторане сидим уже в брюках и ветровках; то и дело бегаем на яхту – то хлебнуть коньяку для сугрева, то отодвинуть судно подальше от берега. Уже откровенно штормит: что в море-то делается, мама золотая? Соседи тоже стараются занять безопасное положение, просовывая между нашими бортами дополнительные кранцы и даже тузики. Поздний вечер коротаем в кают-компании: Бабетов, Голобородский, Шароварин и Илья Канторов режутся в дурака, я подвожу итоги дня, женщины отходят ко сну.
На завтра планы пока неопределенные: все зависит от погоды. Пока намереваемся дойти до города Стона (там устричные фермы, и он на полпути к Дубровнику), но выпустит ли нас шторм из бухты, непонятно. Будем молиться Посейдону!..


26 июля, понедельник
Счастливый именинник
День рождения юнги – Ильи Канторова. За общим завтраком в кают-компании (наверху свищет ветер) ему торжественно вручена тельняшка. Ночь прошла бурно в натуральном смысле слова: яхту мочалило и колбасило; все, кроме капитана, перебрались спать вниз – подальше от ветра – и закрылись одеялами (впервые за весь вояж!).
Но постепенно – о, радость! – ветер стихает, и после 10-и утра смело можно выходить из заповедного угла. Мы уже заправлены водой и продуктами, заряжены электричеством и даже успели прошвырнуться туда-сюда по местным лавкам. Курс – на город-герой Стон; нам предстоит пройти около 20 миль, а в море все еще гуляют барашки. Однако постепенно ветер стихает, и хотя экипаж в преобладающем большинстве принимает горизонтальное положение (кто в каютах, кто на лавках), мы, почти не качаясь, подходим к Стону и… любуемся на его крепостные стены с моря, потому что встать решительно негде!.. Причал занят, а стоянка на якоре чревата: вокруг мели и подводные камни. При попытке встать наш киль задевает какой-то коварный камень: нет, поехали лучше отсюда!.. Буквально в полутора милях «за углом» бухта с прибрежным поселком Кобач: причалы возле ресторанов, небольшая набережная, мохнатые собаки весело бегут навстречу. В общем, хорватская идиллия.
Добыча масла крестьянами
хорватской губернии
Судя по отзывам бывалых шкиперов, Кобач знаменит двумя харчевнями – «Нико» и «Лука», о первой отзывы лучше. Нам достается вторая: места для причаливания есть только возле нее. И пес здесь симпатичнейJ. Что ж, вечером посмотрим, какова ресторанная жизнь рыбацкого поселка.
Отправляемся на прогулку: развалины какого-то родового поместья, прямо среди них пристроились чьи-то жилища и садики. Узкая каменистая дорожка выводит нас к маленькой церкви с Сикстинской мадонной на стене. На обратном пути знакомимся с хозяином «Нико» (по имени Нико), он снова ведет нас к развалинам, и местная женщина открывает нам дверь в старую «маслодавку», где с XVII по XX век (до 1985 года) большими каменными жерновами, а потом деревянными прессами, с помощью лошадиной силы давили оливковое масло. Сейчас нам предлагают сувениры: душистое масло в разнообразных флакончиках, оливковое масло, мыло, примочки от укусов насекомых. Масло и мыло очень приятно пахнут, и женская половина делегации не удерживается от закупок.
"Хоботница"
Поесть решаем пораньше. Кобач окружен устричными фермами, поэтому устрицы здесь – обязательный стартинг. Заказываем сначала 40, потом еще 30. Цена одной устрицы – 10 кун (чуть меньше 1,5 евро), это недорого. Затем хозяин (нетрудно догадаться, что его зовут Лука) предлагает нам спагетти и ризотто с морскими гадами, салат из осьминога (по хорватски «хоботницы») и блюдо мидий в соусе. Чай (кофе, ракию, вино и т.п.) идем пить на яхту, потом отправляемся на пешую прогулку по горным тропам.
После 9-и вечера вся команда на судне. Компания картежников разрослась до шести человек: сегодня играют уже не пара на пару, а каждый за себя. Веселый гвалт, смех и словесная пикировка сопровождают вдумчивый труд летописца. 
Магия заката
Но только благодаря моему каждодневному вкладу вы можете заглянуть к нам на «Маре», угоститься чайком или чем покрепче, услышать смех «амазонок» с соседней яхты (там полдюжины женщин путешествуют с нанятым шкипером и получают от этого большое удовольствие), растасовать карты, испытать судьбу игрока… А потом выйти на причал, помахать Луке (или Нико), погладить пса и посчитать звезды в ночном небе над Хорватией; послюнявив палец, поймать направление ветра и спланировать завтрашний переход.
Нас ждет (или не ждет?..) Дубровник: утром выдвигаемся на штурм его марины. Сегодня – со всеми маневрами вокруг Стона – мы сделали 24 мили. И готовы к новым приключениям.

27 июля, вторник
Завтрак на судне
Неспешное утро: после горячей игры в дурака, сопровождаемой некоторыми «жестоким пойлом» (так на сербско-хорватском языке именуются крепкие напиткиJ) народ окончательно проснулся после 8-и утра. Зарядка, завтрак, купание (Канторовы уплыли к дальним берегам, а уже пора отправляться) – и после 10-и мы все-таки решаем посетить живописный город Стон. Местные жители подсказали, что большой корабль ушел от причала еще накануне – значит, путь свободен!
Снова лавируем между мелями – и  вот он, Стон, центр добычи соли (мы прочитали эту информацию на стенде, сойдя на берег). Длинная крепостная стена, опоясавшая гору в форме буквы «М», а за ней – маленький городок, симпатичный, но явно переживающий не лучшие времена. Гуляя, мы обнаружили целые кварталы пустующих домов вокруг заброшенной церкви; но если спуститься вниз, то оказываешься в привычной туристической зоне: сувенирные лавки, ресторанчики, рынок. На стену не полезли: общее впечатление получено, соль в полотняных мешочках куплена, и уже пора рулить в Дубровник.
Старый порт Дубровника
Волны практически успокоились, и мы за 4 часа (24 мили) достигаем Дубровника: места в марине «Ай-Си-Ай» есть – ура! Паркуемся и выезжаем (на маршрутном такси) в старый город. Толстые, массивные городские стены сразу производят мощное впечатление: направляемся внутрь, в старый город. Фонтан, церкви, главная улица (раньше здесь текла река), по которой сегодня струятся потоки туристов: влияние Италии чувствуется везде – и в архитектурных решениях, и в атмосфере, и в меню местных ресторанчиков. С наступлением темноты «иллюзия Италии» еще усиливается: здесь над сооружением храма трудились ученики Палладио, там уменьшенная копия испанской лестницы заставляет вспомнить площадь Испании в Риме… Люди так же сидят на ступеньках, звучат гитарные переборы, живые скульптуры собирают с прохожих монеты. Михаил Голобородский пошутил (а может, предсказал?), что, если в скором времени Италию затопит, то ее жители переберутся жить сюда и не ощутят особой разницы.
Неприступная крепость
Рейд по главной улице, храмам и площадям, небольшой перекус на морском берегу (салат и жареные сардинки мельче мизинца – ням-ням!), а потом мы с Голобородскими взбираемся на городскую стену. Это удовольствие обходится в 70 евро на одну «одросль» (взрослого); у нас всего час, чтобы обойти старый город со всех сторон. Свет на закате отличный; солнце золотит Дубровник – и мы делаем множество фотографий с разных сторон и в разных ракурсах. Вблизи толщина стен впечатляет еще больше; наш эрудированный гид Михаил отмечает, что Дубровник так и не был взят ни одним противником. Лишь хитрые турки не стали штурмовать неприступные стены, а обошли город с берега, взяв под контроль стратегические высоты. Город сохранил свободу, но лишь ценой хороших отступных, к тому же лишился связи с материком…
Прогулка по стене в лучах заката не утомляет, а скорее, заряжает энергией и настраивает на романтический лад. Встречаемся с остальными на площади под часами, идем в ресторан, весьма причудливо расположенный: на крыше, где находится небольшая церковь. Сидя за столом и жуя деликатесы, ловишь внимательный взгляд Спасителя…
Ресторан на крыше
Кстати, о деликатесах. Ресторан оказался из тех, где дают легендарное «дифлоппе» (т.е. обаяние места и чопорность сервировки позволяет хозяевам заведения предлагать крайне затейливые, но очень необременительные для желудка блюда) и знают ему цену. За 115 кун вы можете получить шарик риса в хрустящем тесте, три мидии в кляре и еще что-то безвкусное, но бесконечно элегантное. Порция равиолей составляет 5 штук – в общем, сразу после выхода из сего достойного заведения хочется броситься в ближайшую пиццерию… Лично мы «догоняли» мороженым.
Конечно, в таких заведениях есть плюс: никто не объелся на ночь, и на родную яхту мы вернулись налегке, обремененные лишь богатыми впечатлениями о столице Хорватии. Потянулись в душ и туалет: в местной марине запрещено пользоваться гальюнами на яхтах, выход один – полотенца наперевес и в каменный домик за 300 метров от яхты. Ничего – скоро домой!

28 июля, среда
Пляж Дубровника
Сухопутный день: решили задержаться в Дубровнике. Немного повозившись утром на яхте и вокруг нее, вызываем знакомое такси и возвращаемся к воротам старого города. Разбиваемся на группы и ходим до обеда: одни гуляют по стене, другие усердно посещают церкви и музеи, третьи атакуют магазины, а четвертые пытаются понемногу совместить все эти занятия. Мы с Алексеем бродим по узким улочкам, не обходя сувенирные лавки (нужно привезти презенты родным и близким) и кафе с интернетом: специально захватили с собой ноутбук, дабы при случае прочитать почту и вообще связаться с «большой землей».
Первый семейный портрет
К обеду команда «Маре» собирается на знакомой площади под часами. Мы  заранее присмотрели ресторан на одной из верхних улиц: недорого, вкусно (свежая рыба на жаровне – 90 кун, салат – 50 кун) и довольно разнообразно. Насытившись, снова расходимся по интересам. Мы выходим за ворота, чтобы посмотреть на новый Дубровник, но современный город особым своеобразием не отличается: каменные дома террасами, лестницы, стены, заросшие богумилой (пышными темно-розовыми кистями цветов), киоски, рестораны, городской пляж… Единственный примечательный объект – классическая гимназия, расположенная в солидном трехэтажном здании постройки XIX столетия.
Вид на старый город
Поворачиваем назад, огибаем старый город по периметру – и встречаем Голобородских, которые собираются проехаться на фуникулере. Почему бы и нет? – Находим станцию отправления; билет туда-обратно стоит вполне по-божески (70 кун), да и ажиотажа нет. Собравшаяся группа желающих легко помещается в новеньком оранжевом вагончике. Прибыв наверх и изучив стенды с фотографиями, узнаем, что старый фуникулер был разрушен снарядами сербов и черногорцев во время последних боев за независимость, а новый построен только что – в 2010 году! Поэтому все такое новенькое, безупречное и сверкающее.
Запечатлели образ Дубровника с высоты, сходили к кресту, воздвигнутому в память героических борцов за свободу Хорватии, потом обошли вокруг руин крепости времен Наполеона I (долгое время в ней размещался австрийский гарнизон). Выпили кофе-какао в «высокогорном» кафе – и снова спустились в туристическую толчею. Еще несколько подарков, еще десяток узких кварталов; спешим в ресторан, который присмотрел Алексей. Там есть крошечные жареные сардинки – мы берем 2 (больших) порции на вынос, чтобы угостить всех на яхте.
Фонтан и вправду круглый:)
Напоследок сходимся у круглого фонтана; рядом – фасад церкви, где каждый вечер (по крайней мере, второй подряд) проходят курьезные состязания. Нужно встать на узенький каменный карниз и удержаться, прижавшись к стене ; еще лучше – не просто «приклеиться» к ней, а совершить что-нибудь героическое. Например, снять и надеть через голову майку, принять замысловатую позу и т.п. Илья Канторов добивается успеха и уже замирает у стены, как заправский скалолаз, да еще и рубашку ухитряется задрать на головуJ. Канторов-старший уморительно прыгает на камень, но фиксируется ненадолго. Зато покоряет публику энтузиазмом: тренируется за углом и вообще крайне неохотно покидает место «игры в пристенок».
Ну что ж, снова марина, снова вечер заядлых и шумных картежников. Завтра – в путь, причем рано утром: в восемь ровно уже отплываем!..

29 июля, четверг
Стартуем точно по плану, заправляемся и весело гребем в сторону Цавтата, где предстоит оформить документы на выезд. Погода отличная, штиль; яхта идет легко, и процедура официального прощания с Хорватией проходит довольно быстро.
Починка ремня
Мы выходим из Цавтата, взяв курс на Зеленицу (таможенный пункт Черногории), но тут наш двигатель – предварительно погревшись и потарахтев – выходит из строя. Всему виной измочаленный ремень. Ставим паруса, но ветра-то почти нет, Поэтому и скорость судна снижается с 6 до 3,5-4 узлов. Нужно ремонтироваться. Евгений Канторов героически штопает ремень, нашивая на хлипкую резину надежную матерчатую заплату. Теперь можно (в крайнем случае) пройти еще несколько миль.
Спасатель всегда на посту
По телефону вызываем бригаду черногорских механиков: они реагируют быстро и даже покупают новый ремень, но просят добраться до Монтенегро своим ходом, т.е. под парусом. Малым ходом движемся в сторону Бока-Которской бухты (без шума двигателя наступают тишина и благодать). Юнга под руководством старших товарищей учится вязать узлы (выбленочный, извините за выражение, он уже освоил - теперь очередь за беседочным).
Очень хочется успеть на таможню в Зеленицу, поэтому пускаем в ход «ремень Канторова» и буквально через полчаса оказываемся в территориальных водах Черногории. Еще через полчаса на «Маре» прибывает скорая техническая помощь, и к 17-и часам мы быстро (со скоростью 7 узлов) двигаем в Зеленицу, успевая за час оформить въездные документы.
Какой матрос не мечтает стать шкипером?
Местная отдыхающая братия рекомендовала нам посетить Герцог Нови. Две недели назад дождь помешал нам подойти к городу, а сегодня марина занята, свободных мурингов нет. Да и общая панорама не зажигает: многоэтажки (типа «брежневок»), стандартная набережная без изысков, с краю – руины какой-то башни… Нет смысла упираться рогом, решаем мы, и поворачиваем на Бигово, где (по мнению Шароварина) нас ждет лучший рыбный ресторан страны.
Теперь двигатель урчит ровно и задорно, на море полный штиль, и мы добираемся до места ближе к 8-и вечера. За день – несмотря на поломку – пройдено 54 мили.
Рыбный ресторан в Бигово
Бигово – поселок уютный; по сути – рыбацкая деревушка, по виду – комфортабельный дачный городок с несколькими ресторанами и многочисленным предложением апартаментов. Население – 300 человек. Сначала мы встаем на якорь (кстати, выясняется, что механизм спуска-подъема сломан и нужно действовать вручную), и отважная пятерка (Шароварин – Бабетов - Илья Канторов - Голобородская – я) на тузике десантируется на берег. Высадившись на причале, Алексей договаривается с хозяином ресторана о стоянке. Яхта причаливает к берегу, и теперь мы как честные люди должны здесь отужинатьJ. Рекомендую: в Бигово замечательная уха («чорба» по-местному) и свежайшая рыба – на выбор. Барабулька, сибас, камбала, дорада… 
Боцманша Юля в поисках провизии
Вдобавок на первом этаже гуляет местное население: справляется то ли юбилей, то ли свадьба, и приглашенный певец заливисто поет мелодичные песни, похожие на молдавские (так и представляешь рядом с ним Софию РотаруJ). Все танцуют и веселятся, вовлекая в хоровод даже заезжих посетителей. Кстати, в этом поселке живут преимущественно сербы, на стенах лозунги «Без Сербии нет Монтенегро» и т.п. Но явных следов национальной розни и политической борьбы не видно.
Мы снова сыты – нужно погулять: изучаем местную недвижимость и быт рыбаков, затем клуб картежников собирается за игорным столом, и наконец моряки расходятся спать, в родные каюты.

30 июля, пятница
Черлидинг с кранцем:)
Последний день путешествия встречает нас волнением на море. Ночью дул сильный ветер, сейчас его практически нет, но волны уже разгулялись. «Все на верхнюю палубу!» - сзывает команду капитан, буквально отрывая Людмилу от любимых ковшиков, - «Нам нужен бодрый и веселый кок, а не его бледное измочаленное подобие». До Мамулы (входа в Бока-Которскую бухту) идем, переваливаясь с боку на бок и получая порции соленых брызг. Потом – по мере движения вглубь бухты – волны успокаиваются, и ближе к Перасту море снова спокойно.
Останавливаемся на последний «закуп»: в Которе уже не поплаваешь – грязно. Обсыхая, наблюдаем на берегу образец «малобюджетного жилья» (или декораций для съемок фильма из жизни народов Африки?): маленькие, но многочисленные деревянные бунгало, похожие на ульи, облепили часть берега. Аборигенов не видноJ.
Маленький, но гордый Пераст
После короткой высадки на острове с церковью Девы Марии Утеса (спасительницы всех утопающих) обедаем в Перасте – преисполненные сознанием, что это последний обед яхтинга-2010. Рыба, кальмары и прочие морские «плоды» дополняются белым вином и пивом. Набив желудки, гуляем по городу (где, кстати начинается музыкальный фестиваль, и мы наблюдаем несколько выступлений самодеятельных коллективов): он очень славный, практически весь родом из XVII-XVIII вв. Подбираем себе домики у моря и с чувством выполненного долга возвращаемся на яхту. Пора в порт приписки – Котор.
Последняя миля
До Котора добираемся быстро и без приключений, в лучах закатного солнца встаем в марине (всего пройдено около 30  миль). Кранцы на оба борта, якорный матрос (Бабетов) уже отработанным движением ловит муринг – и наша «Маре» завершает свой переход «Котор – Тиват – Цавтат – Дубровник – Окукля – Корчула – Пасадур – Млиет (Полаче) – Окукля (2 раза) – Стон – Дубровник – Цавтат – Бигово – Котор» протяженностью 390 миль. За две недели пройдено примерно 80 часов и  10 часов – под парусом.


Узел на память
Мы стали матерыми морскими волками; по крайней мере, каждый отличает гигошкот от гротошкота и знает, что «травит» не плохой кок, а матрос, понемногу отпускающий  конец. Думаю, еще несколько дней под нами будет качаться земля, а после посещения гальюна (пардон, туалета) руки сами потянутся откачивать, а затем накачивать морскую воду. Две недели мы обходились шортами и купальниками и учились передавать тарелки сверху вниз (и наоборот) по цепочке, чтобы при качке ничего не разбить. 
Маре зовет!
Две недели одна рука каждого члена экипажа всегда должна была крепко держаться за прочную опору; однажды мы даже отработали ситуацию «Человек за бортом». Теперь каждый сможет легко уснуть в платяном шкафу и поесть на коленках, а привычка носить обувь вообще ушла в прошлое… Кое-кто уже захотел ближайшей осенью выучиться на шкипера, остальные готовы стать любителями и время от времени включаться в суровые и рискованные, но такие увлекательные морские трипы. 

THE END




Все на борту? – Приготовиться к отчаливанию!